"Нам будет очень трудно удержаться, чтобы не наброситься на Россию": обзор СМИ Румынии
Румыния - Россия: "Когда у Румынии будет американский щит, возможно, ей удастся избавиться от исторического страха перед русскими". Выдвижение Путина в президенты РФ: "На спекуляции на тему противоречий Путина-Медведева попались даже США". Визит патриарха Кирилла в Молдавию: "Кирилл, убирай КГБистские лапы от Бессарабии, то есть, Румынии!" Венгерский вопрос: "Автономию Секуйского края должны поддержать не только венгры, но и проживающие там румыны и цыгане".
Румыния - Россия: "Когда у Румынии будет американский щит, возможно, ей удастся избавиться от исторического страха перед русскими"
Россия угрожает Румынии несколькими способами - путем группирования войск на восточной границе страны, в Приднестровье (Приднестровская Молдавская Республика не имеет общей границы с Румынией - прим. ИА REGNUM), энергетическими рычагами, потому что мы зависим от российского газа, а также более изощрёнными способами, касающимися политики и экономики, пишет Romania Libera. В 2008 году, после того, как Россия вторглась в Грузию, не только Бэсеску опасался, что Москва может спровоцировать Румынию вступить в конфликт за Прутом. В книге "Война ума", опубликованной директором Румынской службы информации Георгием Майором в прошлом году, эта гипотеза получила развитие в другой парадигме: "Классическая агрессия любого государства, находящегося в зоне нестабильности, возможна в любой момент". Иными словами, страны разрабатывают совершенные системы обороны, но не следует недооценивать классическую войну, потому что урок, который Москва преподала Западу 8 августа 2008 года, когда она заманила грузин в капкан, а затем атаковала их (очевидно, имеется в виду осуществленная без объявления войны вооруженная агрессия Грузии против гражданского населения Южной Осетии, российских граждан и миротворцев и последующее ее отражение российскими войсками - прим. ИА REGNUM), может когда-нибудь повториться снова. В национальной стратегии обороны Румынии присутствие российских войск в Приднестровье находится среди перечня основных угроз для Румынии. Менее чем в 200 километрах от границы с Румынией, 14 армия остаётся непоколебимой с ее более чем 1000 солдат и 200 тысячами тонн военного арсенала: 100 танков, 123 пушки и гаубицы, более 200 противотанковых орудий, 9 вертолетов, более 100 бронемашин. Сохраняя контроль над приднестровским анклавом, Россия держит бразды правления в Республике Молдова, но, одновременно с этим, наблюдает и нервирует Румынию. Не случайно, Москва развернула в Приднестровье специальный тренировочный центр для подготовки офицеров для региональных конфликтов, а так же для поддержания мира, потому что для русских военных эти две вещи совпадают.
Москва не откажется от своего последнего вооружённого бастиона в Восточной Европе, даже если она не собирается использовать его, как раз потому, что может использовать его в качестве силы давления, продолжает Romania Libera. Когда Траян Бэсеску в 2008 году опасался конфликта в регионе, Румыния, по словам президента, имела в наличии всего лишь "несколько рогаток с дальним радиусом действия", но к 2015 году у неё будет американский щит и, возможно, к тому времени ей удастся избавиться от страха перед русскими. Этот исторический страх вынуждал Румынию в отношениях с Россией располагаться либо на вражеских позициях, как делает это Траян Бэсеску, будучи не в силах скрывать свою антипатию, или с позиции вассалитета, как делал это Ион Илиеску в 1991 году, когда подписал двусторонний договор с Москвой, посредством которого Румыния обязалась не входить во враждебные России организации, к каковым в настоящее время в Кремле относится Североатлантический альянс.
Не избавленная от неврозов Румыния пока не может найти средний путь, предложенный США, стать мостом между Западом и Россией, пишет Romania Libera. Траян Бэсеску после возвращения из Вашингтона заявил, что хочет найти "формулу налаживания доверия" с Россией, тем более что экономические отношения функционируют хорошо, но, "есть красная линия, которую невозможно переступить". Как и у НАТО, у Румынии есть, по крайней мере, два вопроса в отношении добросовестности Москвы: невыполненное обещание, данное в 1999 году о выводе 14 российской армии из Приднестровья (Ограниченная группа российских войск (ОГРВ) - "преемник" реформированной и сокращенной 14-й армии и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Кроме того, в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после приднестровского урегулирования. "Стамбульские обязательства" 1999 года в части вывоза вооружений из Приднестровья, взятые Россией в контексте ДОВСЕ, но при этом носившие двусторонний российско-молдавский характер и не касавшиеся третьих стран, были выполнены досрочно еще в 2001 году. На данный момент в Приднестровье нет никаких вооружений, которые регулируются ДОВСЕ. Более того, в июле 2007 года РФ ввела мораторий на соблюдение ДОВСЕ в связи с тем, что договор не был ратифицирован ни одним государством-членом НАТО - прим. ИА REGNUM) и вторжение в Грузию в 2008 году. Румыния сможет наладить нормальные отношения с Россией только тогда, когда почувствует себя достаточно сильной, чтобы говорить с Москвой на равных, например, тогда, когда станет функциональным американский противоракетный щит. В этом случае, может быть, румынские политики будут в меньшей степени привлекаться к орбите Кремля и не будут больше находиться в распоряжении России, как Ион Илиеску 20 лет назад и Мирча Джоанэ, который несколько раз украдкой ездил в Москву во время в предвыборной кампании 2009 года, чтобы получить поддержку.
Последним потрясением, напечатанным на Wikileaks, стала телеграмма посла Таубмана, который передаёт обсуждение Бэсеску с сенатором Ричардом Лугаром в 2008 году пишет Gandul. Посла США смутил тот стиль, в котором блефует президент Румынии. Бэсеску предположил сценарий, аналогичный ситуации в Грузии, в котором приднестровский конфликт приводит к атаке Республики Молдова со стороны России. В этом случае, Румыния не будет с тем же энтузиазмом держать свои войска в Ираке, поскольку (ну и учитывая приближающиеся выборы) она будет обеспокоена тем, чтобы ответить в военном смысле на агрессию русских! То, что это был всего лишь блеф, подтверждает сам Бэсеску, когда, посмеиваясь, говорит относительно этой телеграммы: "В 2008 году Румыния располагала несколькими рогатками с дальним радиусом действия, и была готова объявить войну".
Выражения, используемые Таубманом, говорят сами за себя: "Самое поразительное, однако, это то, как Бэсеску мыслит в отношении молдавско-приднестровского конфликта". Поразительное - это значит шокирующее, ошеломляющее, продолжает Gandul. Бэсеску "громко интересуется", каким может быть ответ Румынии, в качестве члена НАТО на российскую провокацию. На что поступает естественный вопрос сенатора Лугара: Ну, разве Румыния не действует под объединенным военным командованием НАТО, а не так, как ей в голову взбредёт? Да, отвечает президент, но нам будет очень трудно удержаться, чтобы не наброситься на Россию! Что-то вроде... а ну, держи меня, а то я их порву. Но, когда Бэсеску высказывает ещё и "переживание" относительно российского флота на Черном море, его поведение и вовсе характеризуется как "параноидальное" этим чёрствым, лишённым чувства юмора, как и, впрочем, многого другого, человеком.
В целом, президент Бэсеску жульничает, поднимая ставки, как он делал это не раз во внутренней политике, говоря "посмотрите какие жертвы, мы терпим, чтобы держать поднятым знамя НАТО, здесь, на Диком Востоке, так что имейте нас ввиду!...", пишет Gandul. Но г-н Таубман слишком обделён интеллектуально, чтобы интерпретировать этот блеф в ироничном ключе. Но не все в Вашингтоне того же интеллектуального уровня, как посол Таубман, чтобы запаниковать перед лицом страшилок Бэсеску, благодаря которым, правда, Румыния получила противоракетный щит, а Обама - Бэсеску в Белом доме.
Готовился ли глава румынского государства к войне с Россией в Приднестровье, как указано в телеграмме Wikileaks? - пишет Ziare.com. Нет. Румыния вовсе не готовилась к такому повороту событий, чтобы отправиться воевать с нашим большим соседом. Даже если предположить, что слова Бэсеску дословно отражены в телеграмме, нам нечего бояться. Следует понять некоторые вещи - речь идет о политике, а не о воинственной позиции. И даже если, гипотетически, шла бы речь о воинственной позиции, она была бы направлена не против России, но в отношении её приднестровского сателлита. Траян Бэсеску всего лишь пытался получить реакцию США и не более того.
Нужно понимать пять пунктов:
1. В телеграмме не идёт речь о том, что Румыния пойдет войной на Россию. "Бэсеску явно обеспокоен тем, что русские могут развязать подобную провокацию в Молдавии, которая потребует практически военного ответа со стороны Румынии". Реакцию аналогичную случаю с Грузией. Провокация, начатая приднестровскими сепаратистами, как в конфликте с Грузией, который был начат посредством осетинских и абхазских сепаратистов. Ничего не написано о войне с Россией. Если бы Бэсеску сказал сенатору Ричарду Лугару "война с Россией", знаете, что появилось бы в телеграмме? Бэсеску ХОЧЕТ ВОЙНЫ С РОССИЕЙ. И вполне понятно, что именно это было бы написано, потому что таковой была бы базовая информация. Когда вы говорите "развернёт провокацию в Молдавии", то не задумываетесь о том, что Россия придёт с армией. Давайте посмотрим дальше. Напротив, Бэсеску критикует войну с Россией, критикует, высказывая "шокированность" незрелостью грузинского руководства, развернувшего войну с Россией. Совершенно определённо, что он не говорил о войне с Россией. Это было бы противоречием. Наши СМИ, вместо этого, просто преувеличивают, говоря о "войне с Россией".
2. Бэсеску применяет политический трюк. Посмотрим правде в глаза, даже когда президент говорил об участии в военном конфликте в Молдавии, то не думал на самом деле о войне. Вместо этого, он проверял американцев. Бэсеску заставил их подумать о румынских проблемах, хотел показать им, что мы очень решительны. Что Молдавию мы не оставим ни при каких обстоятельствах. И это должно быть принято во внимание, что мы не позволим какого-либо силового действия России в этой стране с мажоритарным румынским населением (Согласно данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%. Румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской. Понятия "румыны", "румынский народ" и " румынский язык ", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. Молдавская же письменность существует на кириллице с XVI века. В то же время, согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе - прим. ИА REGNUM). Вот о чём идёт речь. Это, если хотите, что-то между блефом и дипломатической наглостью. К тому же, нельзя это рассматривать в отрыве от контекста. Слова Бэсеску пришлись на момент после войны в Грузии, когда многие, даже в США, ощущали российскую угрозу. Бэсеску попытался использовать антипатии к России, чтобы американцы еще более склонились в вопросах безопасности, чего так хотела Румыния.
3. Американцам это не понравилось. Нужно понять одну вещь. Американцам не нравится подобное поведение своих союзников. Конечно, румынский президент не обязан делать так, как американцам бы понравилось. Но такова реальность. Поскольку в телеграмме говорится о "паранойе" Бэсеску в вопросах безопасности, становится ясно, что они считали такое поведение Бэсеску слишком жёстким. Так же, как и его заявления в отношении Приднестровья, которые удивили американцев. Излишне говорить, что американцы не хотят военного конфликта в Молдавии, в котором участвовал бы один из их военных союзников, а именно Румыния. Почему? Потому что у США есть обязательства перед нами. Заявления Бэсеску были, следовательно, не лучшим из того, что он мог сказать.
4. До войны бы не дошло. Будьте спокойны, это всё полная ерунда. Война с Россией не могла начаться тогда, не может сейчас, и не начнётся в ближайшем будущем. Эту войну было бы сложно развернуть по множеству различных причин, начиная с международного контекста и заканчивая тем фактом, что никто не был бы достаточно сумасшедшим, ни в Румынии, ни в России, чтобы начать что-то подобное. Если, однако, попробовать довести вещи до абсурда, то следует учесть две вещи. Во-первых, мы являемся членами НАТО и наши союзники не позволили бы начаться чему-то подобному, имея в наличии бесконечное число рычагов для предотвращения такового. Во-вторых, Россия не рискнула бы понести большие потери в дипломатическом и военном плане, вступив в войну с Румынией. Нам бы просто ресурсов не хватило, если уж следовать в ключе абсурдной дискуссии, разозлить Россию так сильно, чтобы она напала на нас. Ибо, в ином случае, Кремль рискует попасть в дипломатическую изоляцию и, особенно, понести огромные экономические потери. После войны с Грузией Россия потеряла десятки миллиардов упущенных инвестиций и отозванного западного капитала всего за несколько недель. С нами это приняло бы ещё более катастрофичный характер, однако в военном плане мы для них мелковаты всё-таки.
5. Тем не менее, с русскими у нас дела плохи. Да, отношения у нас очень плохие, несмотря на то, что Бэсеску говорит о "прагматических отношениях". И станут еще хуже, после этих заявлений, если, конечно, Кремль не знал о них раньше. Россия предприняла или предпримет дополнительные меры в отношении Румынии. И только они знают, что это значит, подводит итог Ziare.com.
Выдвижение Путина в президенты РФ: "На спекуляции на тему противоречий Путина-Медведева попались даже США"
Путин возвращается в Кремль, пишет Curentul. Ещё лет на 12 или, может быть, 14, если подтвердятся слухи, что президентский мандат - на данный момент шестилетний - будет продлен еще на год. А после четверти века правления Путина, у руля снова встанет Медведев еще на десять с чем-то лет. Вплоть до 2030 года, вполне конституционно, у команды Путин-Медведев есть все, чтобы работать бесперебойно.
Можно быть спокойными: власть в Москве стабильна и система управления делами страны, предусмотренная и установленная Путиным и его людьми, работает, продолжает Curentul. Даже если - как признают даже верховные лидеры - не все идет как надо: коррупция, бюрократия, неэффективность, задержка модернизации, экономика, которая зависит от экспорта нефти и газа, неразвитость и депопуляция Сибири, неспокойствие на Кавказе, дефицит демократии, и даже, по мнению некоторых, настоящая стагнация, как во времена Брежнева, то есть болезнь, которая оказалась фатальной для Советского Союза, приведя его к распаду. Однако, Путин остановил, после 2000 года, погружение России в хаос и поставил её на путь роста. Популярность Путина и Медведева у аудитории по-прежнему составляет более чем две трети избирателей (в России неизвестна формула "узурпации власти"), политическая и общественная оппозиция хрупка и неубедительна, а куча спекуляций на тему того, что тандем Путин-Медведев трещит по швам, исчезла мгновенно после того как сначала Путин в качестве лидера "Единой России" объявил Медведева первым в списке кандидатов на парламентских выборах в декабре 2011 года, то есть - будущим премьер-министром, а Медведев поспешил выдвинуть Путина в качестве будущего президента.
Однако, говорить о тандеме власти в Москве, по крайней мере, неуместно, пишет Curentul. Такого рода "находка" может быть удобной, наводящей на мысль, но не определяет реальности. Управление "коллективное", "ротационное" установилось в Югославии после смерти Тито, но от югославского государства и праха не осталось. Москва не практикует передачу и принятие эстафеты в Кремле, но строго соблюдает положения Конституции, которые предусматривают возможность преемственности во власти на самом высоком посту, находись он в Кремле или резиденции правительства. Тандем, тандемократия - это формулировки, изобретённые аналитиками-фантастами. Они оба одной крови, как говорил сам Путин, оба прошли школу Собчака, реформистского мэра Санкт-Петербурга, но, как отмечает профессор французского университета Арно Калика, Путин - это ментор, а Медведев - воспитуемый (ученик). В России не было и нет двуглавой высшей власти, да и не может быть, великий вождь должен быть один, и это всегда было ясно, даже если некоторые на протяжении этих лет пробовали теоретизировать по тому вопросу.
Проблема в том, что не только аналитики кормились на спекуляциях на тему противоречий Путина-Медведева, но в эту ловушку попали и главные государственные деятели первой мировой державы, продолжает Curentul. Обама сделал это публично, объявив Путина человеком прошлого, а Медведева человеком будущего, и вице-председатель Байден (который является своего рода президентом США для Европы) вышел к Путину с просьбой не возвращаться к власти в качестве главы государства. Наивность, грубость или отсутствие политического чутья? Или всё это вместе взятое? Теперь, лидерам Белого дома придется смотреть в глаза и вести переговоры с Путиным снова в качестве президента. Их смущение и беспокойство вполне понятны, остаётся непонятным, почему они оказались столь непредусмотрительными и сунули свой нос в интимные тонкости ведения власти в Москве. Ведь Путин открыто предупредил, что Медведев не будет в качестве президента более удобным собеседником для Запада, чем собственно он, и что Россия не изменит своего направления. Разве что изменится стиль, не более того. А тем, кто сейчас выглядит весьма удивленными, что Путин вновь берет на себя штурвал, Медведев сказал: мы с Владимиром Владимировичем договорились с самого начала, как будет проходить наше сотрудничество. Таким образом, сценарий был утверждён еще с момента назначения Медведева на пост премьер-министра (в ноябре 2005 года Медведев был назначен первым зампредседателя правительства РФ, а не премьер-министром - прим. ИА REGNUM), а потом президента, и теперь снова премьер-министра. Дрейфующая демократия, просвещенное самодержавие, система à la russe, тандемократия являются формулировками, которые передают то ли отсутствие проницательности или пропагандистское толкование в том, что касается методов функционирования механизмов власти в Москве.
Издание Contributors.ro публикует статью политика, члена Социал-демократической партии, европарламентария и экс-министра обороны Иоана Мирчи Пашку. "Несколько лет назад, а, точнее, после избрания Медведева на пост президента России, я присутствовал на рабочем обеде по завершении пленарного заседания ЕП, с ограниченным числом приглашённых, на котором обсуждалась тема последствий этого факта, - пишет Пашку. - Встреча была организована экс-комиссаром ЕС Феррерой-Вальднер в Страсбурге. Я помню, когда подошла моя очередь говорить, я сказал только одно: "В России нет места для двух царей". И недавнее заявление, сделанное президентом Медведевым относительно того, что премьер-министр Путин будет баллотироваться в президенты, полностью подтверждает тогдашнее наблюдение. Таким образом, ожидания тех, кто предпочел бы Медведева, в силу ряда причин, оправданных и не совсем, теперь вдребезги разбиты; президент Медведев, кажется, никогда не считал себя противником премьер-министра Путин. Теперь, после этого объявления, все его действия и заявления, по которым можно было бы предположить, что он отдаляется от премьер-министра, кажется, были либо неудачными попытками, либо, хуже того, просто дымовой завесой, чтобы не раскрывать слишком рано тот факт, что иерархия между ними на самом деле не поменялась ни на минуту. В целом, президент "проигрывает", и не только на последней стометровке своего мандата, а премьер побеждает четко и убедительно! Может ли это быть применено к России, как стране, еще не могу сказать. Посмотрим..."
"А то, что нас ожидает, не будет сильно отличаться от того, что мы уже видели, - продолжает политик. - Президент Путин, принимая на себя руководство от бывшего президента Ельцина, который правил Россией в годы особенной слабости, - после распада бывшего Советского Союза, вступил в мандат с целью укрепить Россию на внутреннем и внешнем плане, и восстановить утраченные позиции на международном уровне. (И нельзя сказать, что это у него не получилось...) Именно поэтому в последние годы Россия инициировала ряд действий, которыми она выражает свое недовольство положением, закреплённым в военно-политической континентальной (и глобальной) архитектуре сразу же после 1989-1991 года (выход из ДОВСЕ, предложение новой системы континентальной безопасности, яростное сопротивление американской ПРО, параллельно с упором на осваивание ядерного оружия и т.д.) В результате, раз уж в настоящее время она сильнее, Россия больше не считает себя связанной договорённостями, заключенными в тот период, когда она была слабее, и желает лучшей позиции, отражающей коэффициент усиленной мощности, достигнутой за это время. Тем, кто разработал и стал осуществлять это репозиционирование, является предыдущий и будущий президент, ныне премьер-министр г-н Путин, с президентом Медведевым на позиции второй скрипки (не будем забывать, что во время конфликта с Грузией в 2008 году, премьер-министр, а не президент находился у руля российских военных операций...)".
"Таким образом, возвращение Путина на пост президента России - не могу сказать почему, но я не сомневаюсь в результате президентских выборов - будет означать продолжение, если не ускорение реконструкции мощи России, пользуясь массивным истощением сил Запада, вызванным сегодняшним кризисом, - пишет Иоан Мирча Пашку. - Это будет происходить, как и прежде, по двум направлениям - экономическому, в частности, используя энергию в качестве оружия, и военному, уже с этих пор будущий президент объявляет, что "в ближайшие пять-десять лет мы должны полностью перевооружить армию и флот". Для Румынии, которая находилась на протяжении многих лет в точке минимума в отношениях с Россией, будущее не звучит столь радужно, тем более что недавние наши заявления, похоже, беспокоят премьер-министра Путина гораздо сильнее, чем президента Медведева. А членам правительства, желающим компенсировать общее охлаждение в двусторонних отношениях, и превозносящим интересы российского капитала, инвестированного в румынскую экономику, хотелось бы сказать, что Россия никогда не делала инвестиций по чисто экономическим критериям, но в политических целях, превращая все свои инвестиции, рано или поздно, в политические рычаги влияния в стране, в которую они были сделаны".
"Покойный профессор Титус Кристуряну из Экономической академии Румынии, как-то сказал мне, что в 1935 году, когда он в качестве коммерческого атташе являлся членом первой команды румынских дипломатов в Москве после возобновления дипломатических отношений, Молотов ему заявил: "А у вас, коммерческий атташе, работы много не будет до тех пор, пока в наших странах разные политические режимы". А если мы сейчас повторим свою ошибку, особенно на фоне подписания соглашения с США о расположении противоракетного щита, посчитав, что наша безопасность обеспечивается другими - как мы это сделали после вступления в НАТО в 2004 году - и, как результат, продолжим игнорировать этот сектор, то тогда не стоит удивляться, если уязвимость Румынии в данном географическом пространстве увеличится, а не уменьшится (без того чтобы рассчитывать на ЕС, который, как мы видим, отказал нам во вступлении в Шенген)", - подвел итог политик. (Contributors.ro)
Визит патриарха Кирилла в Молдавию: "Кирилл, убирай КГБистские лапы от Бессарабии, то есть, Румынии!"
Кирилл, убирай КГБистские лапы от Бессарабии, то есть, Румынии! - пишет Ziua Veche. Не оскверняй румынских правоверных между Прутом и Днестром, из Херцы и Северной Буковины. Больше года назад мы писали, как этот дьявол в церковной одежде (под кодовым именем Михайлов), скорешившись с руководством КГБистского происхождения Путин-Медведев, стал орудием подлых нападок на правоверных, проживающих на румынских землях за Прутом. КГБ-ФСБистская православная агентура начала кампанию по уничтожению румынизма на территориях, принадлежащих исторически, культурно и духовно священной Румынской православной церкви.
"Мы молимся о Молдавии, о процветании молдавского народа, о том, чтобы политическая ориентация Молдавии помогала сохранить единство Святой Руси". Галлюцинаторное заявление принадлежит Кириллу - Московскому и всея Руси, такому же КГБисту, как Владимир Путин, но ещё более коварному и опасному, высшая цель которого - нападать на румынский народ и его церковь, продолжает Ziua Veche. "Нас иногда спрашивают: "а почему вы причисляете Молдавию к Святой Руси - ведь молдаване говорят на ином, неславянском языке?" И я отвечаю, что Святая Русь - это понятие не этническое, не политическое, не языковое - это духовное понятие", - сказал Кирилл на встрече с иерархами Кишиневско-Молдавской митрополии во главе с митрополитом Кишиневским и всея Молдавии Владимиром в Соловецком монастыре (1 августа 2010 года). Эти заявления были опубликованы больше года назад. Это чрезвычайно важно, поскольку иллюстрирует КГБисткий экспансионизм и беззаконие московских православных в попытке уничтожить веру в Румынской православной церкви.
Кирилл, не ступай в Бессарабию, то есть Румынию! - пишет Ziua Veche. КГБистский патриарх Московский и всея Руси Кирилл запланировал посещение румынских земель в Бессарабии. Лучше всего было бы ему воздержаться! Тем не менее, КГБистское вторжение граничит с вульгарностью. В дополнение к нежелательному и подлому визиту в Бессарабию, Русская Православная Церковь запустила "молдавскую" версию на своём официальном сайте, пояснив, что таким образом "укрепляет духовную связь в каноническом пространстве Московского патриархата". Кирилл - КГБистский агент Михайлов. В январе 2009 года The Times писала, что парламентская комиссия во главе со священником-диссидентом, отцом Глебом Якуниным, определила на базе архивов КГБ, что митрополит Кирилл является бывшим агентом "Михайловым". Также, по мнению газеты "Коммерсант", Кирилл обвиняется в том, что по максимуму злоупотребил снижением налогов в 90-х годах, которыми пользовалась Российская Патриархия, на алкоголь и сигареты, продукты, которые были включены в список товаров гуманитарного назначения. Прозванный "Королём табака", митрополит Кирилл стал участником серии скандалов, которые потрясли российское общество. Российская Патриархия стала одним из крупнейших владельцев заводов и земель, включая концессии на добычу нефти, в России. Кирилл, Бессарабия - это Румыния, не Россия! - подводит итог издание.
Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, т.е. без Приднестровья, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, и Буковина, северная часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а южная - территорией Румынии, в X-XI вв. входили в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составили части образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, вошла в состав Российской империи. Буковина в 1775 году стала частью Австро-Венгерской империи, и оставалась в ее составе вплоть до раздела империи в 1918 году.
В результате поражения России в Крымской войне 1853-56 гг., по решению Парижского мирного конгресса 1856 года 3 уезда Южной Бессарабии, входившие в состав Российской империи, были переданы Молдавскому княжеству, но по решению Берлинского конгресса 1878 года были возвращены России. Объединившиеся в 1859 году вассалы Османской империи, княжества Молдавия и Валахия составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году. Решением Берлинского конгресса 1878 года признавалась независимость Румынии, за которой было признано право присоединить к своей территории Добруджу, о. Змеиный (территория современной Украины) и дельту Дуная, однако фактическое признание Румынии Великобританией, Германией и Францией произошло лишь в 1880 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала Бессарабию, аннексия которой никогда не признавалась СССР. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская Автономная ССР в составе УССР. 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией в 1944 году.
После вхождения Бессарабии в состав Российской империи по Бухаресткому договору 1812 года в 1813 году была создана Кишиневская епархия Русской Православной Церкви, то есть до возникновения по решению Берлинского конгресса 1878 года независимого государства Румыния и до получения Румынской православной церковью автокефалии (самоуправления) от Константинополя в 1885 году. В 1918 году, после оккупации Румынией Бессарабии, Кишиневская епархия была в одностороннем порядке включена в состав Румынской православной церкви, по поводу чего патриарх Московский и всея Руси Тихон в октябре 1918 года выразил синоду Румынской православной церкви протест. В 1940 году, после вхождения Бессарабии в состав СССР Кишиневская епархия была возвращена Русской Православной Церкви. С 1941 по 1944 год, во время повторной румынской оккупации Бессарабии Кишиневская епархия вновь была включена в состав Румынской православной церкви и получила название "Бессарабской митрополии". В мае 1945 года в Бухаресте и в 1946 году в Москве патриарх Румынский Никодим и патриарх Московский и всея Руси Алексий I подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишиневской епархией юрисдикции Русской Православной Церкви. В 1992 году синод Румынской православной церкви возобновил свои притязания на Кишиневскую епархию, а в 2002 году коммунистические власти Молдавии зарегистрировали подчиняющуюся Румынской патриархии "Бессарабскую митрополию", что послужило началу продолжающегося по сей день противостояния между Молдавско-Кишиневской митрополией Русской Православной Церкви и "Бессарабской митрополией".
Венгерский вопрос: "Автономию Секуйского края должны поддержать не только венгры, но и проживающие там румыны и цыгане"
Adevarul публикует интервью бывшего советника президента Румынии Траяна Бэсеску по проблемам национальных меньшинств, одного из лидеров Демсоюза венгров Румынии (ДСВР) Петером Ковачем.
Adevarul: Является ли целью ДСВР получение автономии уездов Харгита и Ковасна?
П.К.: Среди прочих. Я думаю, ещё с 1993 года ДСВР предусматривает это - культурную автономию, которая не касается только отдельной территории, - для всех венгров Румынии, а жителям Секуйского Края - территориальную автономию. Такую цель преследует ДСВР.
Adevarul: Может, это та самая "территориальная автономия", которая противоречит Конституции?
П.К.: Это обсуждается, и есть эксперты в области конституционного права, которые утверждают, что это не вписывается в нынешнюю Конституцию. Но политическая цель может быть достигнута, в том числе путём изменения Конституции. Моя точка зрения - и не только моя - состоит в том, что даже в рамках действующей Конституции, особый статус тех уездов, где венгры составляют большинство, не является неконституционным.
Adevarul: Зачем нужна, на ваш взгляд, территориальная автономия уездов Харгита и Ковасна, в условиях, когда Европа тяготит к отмене границ? Зачем нужна анклавизация венгров?
П.К.: Наличие территориальной автономии не означает существование границ.
Adevarul: Что же тогда означает "территориальная автономия"?
П.К.: Означает большие полномочия местных органов власти в том, что касается администрирования, ресурсов, обеспечения общественного порядка. Есть модели, которые, хоть и неидентично, описывают, что подразумевается под территориальной автономией.
Adevarul: Существуют мнения, что лидеры ДСВР не вовлекались за последние 20 лет в развитие соответствующей зоны, намеренно оставляя её на крайне низком уровне, чтобы сохранить этническое доминирование, и чтобы румыны переехали оттуда. Так ли это?
П.К.: Нет, я не думаю, что кто-то хочет, чтобы румыны оттуда уехали. Я думаю, что эти шаги по достижению автономии могут увенчаться успехом, только если, действительно, все жители этой зоны пожелают того. То есть и румыны, и цыгане и другие меньшинства, проживающие там. Этот проект, чтобы стать успешным, должен быть проектом экономическим. Эта зона не самая развитая в Румынии, нужно иметь очень последовательный проект по развитию, который будет поддержан и румынами, и цыганами, а также всеми, кто живет в этих двух-трех уездах. Тогда это может сработать.
Adevarul: Почему этого не происходит в той форме, о которой вы говорите?
П.К.: Разговоры об этом начали вести, но там есть лидеры, которые рассматривают все действия, как этнические. Я имею в виду венгерскую сторону. Я думаю, что они не правы. Но, также есть местные лидеры из ДСВР и не только, кто думает так, как я вам всё описал. Они начали переговоры с лидерами мнений, лидерами румынской общины, а в некоторых случаях и цыганской общины в этой зоне. Поскольку на этой территории проживают различные этнические группы. Не существует чистых с этнической точки зрения уездов. Например, Южный Тироль, где итальянская Конституция не позволяла территориальной автономии. Проживающее там население, итальянцы и немцы договорились, заключили договор, четко регулирующий права и полномочия местных общин, и этот регион Италии стал одним из самых богатых.
Adevarul: Г-н Токеш говорил о своей полиции, своей администрации. Это означало бы выход из-под власти румынского государства.
П.К.: Теперь по случаю административной реорганизации мы организуем регионы, и в таком случае это нормально, то есть само собой разумеется, что будет региональный исполнительный орган, будет региональный законодательный орган. Это произойдёт и без автономии. Если образуется административная единица превышающая уже существующую, то следует дать ей соответствующие полномочия.
Adevarul: У многих создаётся впечатление, что этническое соперничество между румынами и венграми поддерживалось на высоком уровне. Разве не было давления на "невралгические точки" в целях стимулирования общественной дискуссии и получения политических выгод?
П.К.: Я думаю, что местные жители, румыны и венгры отлично ладят между собой, и с этой точки зрения, я считаю, вы правы. Конечно, есть и трения, как и везде. Я верю, что политики настраивают людей на улице друг против друга. Всегда, особенно в период кризиса, националистический дискурс имеет более широкую аудиторию в этих двух общинах, но я думаю, по существу, политики не смогут испортить хороших межличностных отношений в регионе.
Справка ИА REGNUM: До 1918 года Трансильвания была частью Австро-Венгрии. Венгрия уступила Трансильванию Румынии по Трианонскому договору 1920 года со странами-победительницами в Первой мировой войне, потеряв таким образом 2/3 территории и населения. Сегодня в Румынии проживает около 1,5 млн венгров, что составляет около 6,6% населения страны. Основная часть венгерского меньшинства проживает на территории Трансильвании и имеет самоназвание "секуи". 5 сентября 2009 года прошедший в городе Одорхейул Секуеск съезд представителей местных органов власти Секуйского края провозгласил создание Секуйской автономии, в которую вошла большая часть территории уездов Ковасна, Харгита и Муреш. На съезде были утверждены гимн, флаг, герб и административная карта новообразованной Секуйской автономии. 12 марта 2010 года в городе Сфынту Георге состоялся второй съезд мэров и советников Секуйского края. Главным решением участников съезда стало придание венгерскому языку официального статуса на региональном уровне. Со своей стороны центральные органы власти Румынии не признали законности решений обоих съездов. Несмотря на это, в конце мая 2011 года группа румынских европарламентариев от Демократического союза венгров Румынии во главе с вице-председателем Европарламента, одним из лидеров трансильванских венгров Ласло Токешем открыла в Брюсселе представительство Секуйского края при Европейском парламенте. В связи с этим МИД Румынии распространил заявление, в котором выражает сожаление в связи с "учреждением некоего "представительства" так называемой административно-территориальной единицы" Румынии, которая не существует и не имеет под собой ни конституционных, ни законных оснований". А в самой Венгрии в 2010 году было принято и вступило в силу 1 января 2011 года новое законодательство о предоставлении второго венгерского гражданства представителям диаспоры, которое предоставляет им те же избирательные права, что и гражданам в самой Венгрии. Документы на получение венгерского гражданства, по информации Будапешта, уже подали тысячи румынских граждан.
Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1450411 … z1ZLgE61aA